Направление 1. «БИОРАЗНООБРАЗИЕ»
Цель: организовать деятельность воспитанников, направленную на изучение видового разнообразия травянистых и древесно-кустарниковых растений, видового разнообразия насекомых и птиц на территории учреждения дошкольного образования, активное вовлечение воспитанников, законных представителей в экологическую и природоохранную деятельность при изучении биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования.
Задачи:
- актуализировать представления детей старшего дошкольного возраста о видовом разнообразии растений и животных, условий его сохранения и увеличения на территории учреждения дошкольного образования, активизировать у воспитанников познавательный интерес и чувство ответственности по отношению к окружающей среде.
- формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость;
- развивать познавательный интерес к миру природы, развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- вовлекать воспитанников и законных представителей в общественно значимые мероприятия по сохранению природы, ответственность и бережное отношение к природе, ко всем живым существам, их среде обитания.
1.1. Изучение разнообразия типичных (коренных растений природной флоры данной местности) и нетипичных (некоренных) деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования.
Работа с картосхемой "Деревья"
Цель: расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о видовом биоразнообразии произрастающих деревьев на территории учреждения образования.
Дата: октябрь 2022
Конкурс на лучший букет из осенних листьев «Осенняя фантазия» - (совместная работа с законными представителями воспитанников)
Дата: октябрь 2022
Участники: воспитанники старших групп, законные представители воспитанников.
Дети, их родители с большим удовольствием представили свои работы: разнообразные букеты и поделки, которые поразили оригинальностью задумки, техникой выполнения, своеобразием и неповторимостью.
Наблюдения за деревьями и кустарниками (сезонные изменения), труд в природе
1.2. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования (его изменчивость в различных условиях произрастания)
Наблюдение "Кустарники летом - спирея, сирень и др."
Работа с картосхемой учреждения дошкольного образования "Дикорастущие травянистые растения"
Изобразительное искусство: рисование «Лекарственные растения»
Наблюдение за кустарниками на территории учреждения образования
Цель: продолжать расширять представления воспитанников об особенностях жизни кустарников в зимний период (сезонные изменения).
1.3 Изучить разнообразие птиц на территории учреждения дошкольного образования
Изобразительное искусство: «Птицы моей страны»
Работа с картосхемой территории учреждения образования
1.4 Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения дошкольного образования
Работа с картосхемой учреждения дошкольного образования "Насекомые"
Изобразительное искусство: рисование "Самая красивая бабочка"
Изобразительное искусство: аппликация "Божья коровка"
1.5 Проанализировать ситуацию по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования и разработать план действий по увеличению биоразнообразия данной территории
На территории учреждения образования имеются: насаждения деревьев и кустарников, огород, клумбы с однолетними и многолетними растениями и др.
Изучение растительного мира на территории учреждения образования позволило установить произрастание таких видов дикорастущих травянистых растений, как одуванчик лекарственный, подорожник ланцетовидный, клевер ползучий, мать-и-мачеха, ромашка и другие.
На территории было выявлено, что деревья и кустарники разнообразны: клён остролистый, каштан конский, липа крупнолистая, рябина обыкновенная, береза, сирень обыкновенная, ель, сосна, осины и др.
В процессе изучения биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования было установлено, что она является местом обитания для многих птиц: синица, воробей, голубь, скворец, ворона, снегирь и т.д., а также насекомых: божья коровка, муравей, бабочка, кузнечик, майский жук и другие.
Итоги изучения биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования зафиксированы на картосхеме и разработан план по увеличению биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования.
План действий по увеличению биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования: (представлен на родительском собрании)
1.Изучение ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования
2. Изготовление и размещение кормушек, скворечников, дуплянок на территории учреждения образования.
3. Создание мини-огородов в уголках природы во всех возрастных группах.
4. Акция "Подари цветочек - укрась свой уголочек" (совместно с законными представителями воспитанников).
5. Выращивание и рассаживание рассады на клумбы и огород.
6.Создание и размещение клумбы для бабочек на территории учреждения образования.
7. Создание на территории учреждения дошкольного образования "Дикого луга" с целью увеличения биоразнообразия.
8. Разработка и функционирование экологической тропы на территории учреждении образования.
Дидактическая игра "Природные сообщества"
"Посадили огород - посмотрите, что растёт!"
Дата: февраль - март 2023
Участники: воспитанники старших групп, воспитатели дошкольного образования
Для расширения представлений воспитанников о мире зелёных растений, профессии агронома, в каждой возрастной был "разбит" огород на подоконниках, в уголках природы. Ребята вместе с воспитателями дошкольного образования создали свои сюжетные огороды "Наше Простаквашено", "В огороде у дедули и бабули!"
Посадили в ёмкости семена овощных культур, завели дневники наблюдений за ростом растений!
1.6 Изготовление и размещение кормушек для птиц, организована регулярная подкормка птиц
Работа с картосхемой учреждения дошкольного образования
Наблюдение «Птицы у кормушки»
Дата выполнения: ноябрь - декабрь 2022
Участники: воспитанники старшей группы и старшей группы интегрированного обучения и воспитания.
Воспитанники нашего детского сада вспоминали как помогать птицам в зимнее время. Дети познакомились с разными видами синичек, узнали о происхождении данного праздника, разгадывали загадки, рассматривали иллюстрации, играли в различные дидактические и подвижные игры и изготовили аппликацию "Синичка".
Дети вместе с родителями заранее смастерили кормушки. И воспитанники всех возрастных групп вместе с воспитателями дошкольного образования разместили их на территории детского сада, разложив туда угощение.
«Гости» не заставили себя долго ждать! Именно синички первыми попробовали лакомства!
Будем надеяться, что зимующим птицам будет легче пережить морозную зиму с нашей заботой.
На протяжении всей зимы мы будем подкармливать питомцев, наблюдать за их поведением и повадками.
Акция "Кормушки для птиц"
1.7. Создать и разместить на территории учреждения дошкольного образования искусственные гнездовья для птиц.
Акция "Каждой птице - нужен дом!"
Весна — это пора, когда оживает природа, а птицы прилетают из теплых стран и радуют нас своим пением. Но найти себе жилье им непросто. Все семьи нашего учреждения образования приняли активное участие и смастерили для птиц уютные домики – скворечники и с гордостью приносили их в группы. Целью акции было привлечение внимания законных представителей воспитанников и детей к прилету перелётных птиц, воспитание бережного и внимательного отношения к природе и любви к родному краю. Весна — это пора, когда оживает природа, а птицы прилетают из теплых стран и радуют нас своим пением. Но найти себе жилье им непросто. Все семьи нашего учреждения образования приняли активное участие и смастерили для птиц уютные домики – скворечники и с гордостью приносили их в группы. Скворечники, были размещены на территории детского сада. Данная акция - это прекрасная возможность вспомнить о пернатых друзьях, которым нелегко найти себе дом весной.
Работа с картосхемой учреждения дошкольного образования
1.8 Создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования клумбы для бабочек
1.10 Создание на территории учреждения дошкольного образования "дикого луга"